— Об истории создания Дальневосточного авиационного музейно-выставочного центра невозможно говорить, не вспомнив хотя бы вкратце историю Арсеньевской авиакомпании «Прогресс» и его лётно-транспортного подразделения.
В 1936 году в глухом таёжном селе Семёновка Приморского края было начато строительство авиазавод № 116 по ремонту авиатехники, стоявшей на вооружении ВВС Красной армии (самолёты СБ, ДБ, И-15, И-16, двигатели М-25 М-85, М-100). К началу сороковых заработавшее предприятие сумело поднять технологию ремонтных работ на уровень, позволивший не только ремонтировать, но и производить лёгкие летательные аппараты.
Так в 1941 году заводом № 116 было начато производство самолёта первоначального обучения лётчиков конструкции А. С. Яковлева – УТ-2, а с 1947 года – Як-18…
Анатолий Маркович Бортник – Бортник Анатолий Маркович родился 14 июня 1939 года в посёлке Хутор-Михайловский (ныне г. Дружба), Сумской области на Украине. С детства мечтал стать лётчиком.
В 1956 году после окончания средней школы поступил в Брянский областной аэроклуб ДОСААФ, который окончил в 1957 году.
В 1960 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. В том же году согласно Закону «О новом значительно сокращении Вооружённых сил СССР на 1 200 000 человек» был уволен в запас.
С 1960 по 1974 год работал в Хабаровском объединённом авиаотряде Гражданской авиации («Аэрофлот») в качестве второго пилота и командира воздушного судна на самолётах Ли-2, Ил-14, Ту-104.
В 1961 году по трудовому договору выполнил несколько авиарейсов на Арсеньевском заводе «Прогресс». С 1974 года и до выхода на пенсию в 1986 году работал на заводе «Прогресс» в качестве командира воздушного судна на самолётах Ли-2 и Ан-8. Беззаветно предан лётному делу, неоднократно поощрялся командованием, награжден нагрудным знаком «За безаварийный налёт часов».
После выхода на пенсию, сохраняя верность своей основной профессии, занялся активной подвижнической авиационной деятельностью. В 2006 году, осознавая необходимость сохранения исторической памяти, создал с коллегами и зарегистрировал некоммерческое партнёрство «Дальневосточный музе авиации», с целью создания в г. Арсеньеве Дальневосточного авиационного музейно-выставочного центра.
В процессе создания авиамузея, не имея достаточной материальной базы и штатных сотрудников, установив контакт с образовательными организациями города и окрестных сельских поселений, лично организовывал и проводил регулярные тематические, воспитательные, общеобразовательные и профориентационные встречи со школьниками, совмещая их с экскурсиями на первые действующие экспонаты создаваемого авиамузея.
В рамках уставной деятельности своей организации, бессменным руководителем которой является с 04 августа 2006 года, инициировал и принимал самое активное участие в создание мемориального комплекса-памятника боевому вертолёту Ми-24 в центре города Арсеньева, который выпускался на градообразующем предприятии «Прогресс» в течение двадцати лет. В процессе реализации проекта сумел привлечь к участию в нём Первого заместителя Председателя Совета Федерации России Светлану Орлову и Первого заместителя начальника Генштаба Вооружённых сил России генерал-полковника Анатолия Ноговицина.
Принимал самое непосредственное участие в установке памятника вертолёту Ка-50 «Чёрная акула» и памятника военному лётчику Герою России Олегу Пешкову.
С 2003 года в качестве внештатного корреспондента активно сотрудничал с региональными СМИ (газеты «Утро России». «Северное Приморье», «Бизнес-Арс»). Публиковал материалы авиационной и социальной направленности в федеральных журналах «Мир авиации» и «История авиации».
Обладая литературными способностями написал и издал четыре книги: («Лётно-транспортный отряд» (2014 г.), «Небо самолёты и лётчики» (2015 г.), «Летать во сне и наяву» (2019 г.), «Как это было. Дальневосточный музей авиации» (2024 г.), содержание которых затрагивает проблемные вопросы сохранения исторической памяти и иных общекультурных ценностей.
В 2019 году, заручившись поддержкой губернатора Приморского края Олега Кожемяко, при финансовой поддержке Правительства края сумел успешно провести реализацию проекта «Дальневосточный музей авиации», торжественное открытие которого состоялось в сентябре 2021 года. В настоящее время Дальневосточный музей авиации является одним из самых привлекательных культурных и туристических объектов города и края, его известность и популярность успешно преодолела границы Дальневосточного региона.
За активную общественную авиационную и культурную деятельность имеет ряд поощрений муниципальных властей. В 2009 году президиумом Профсоюза лётного состава России награждён медалью «За верность авиации», в 2020 году награждён ведомственной медалью «За вклад в создание и освоение вертолётной техники», в 2023 году от имени Президента Российской Федерации награждён министром транспорта Российской Федерации В. Савельевым медалью «100 лет гражданской авиации в России».
Литература:
Публикации А.М. Бортника.
Статьи о Бортнике А.М.