– Об истории создания Дальневосточного авиационного музейно-выставочного центра невозможно говорить, не вспомнив хотя бы вкратце историю Арсеньевской авиакомпании «Прогресс» и его лётно-транспортного подразделения.
В 1936 году в глухом таёжном селе Семёновка Приморского края было начато строительство авиазавод № 116 по ремонту авиатехники, стоявшей на вооружении ВВС Красной армии (самолёты СБ, ДБ, И-15, И-16, двигатели М-25 М-85, М-100). К началу сороковых заработавшее предприятие сумело поднять технологию ремонтных работ на уровень, позволивший не только ремонтировать, но и производить лёгкие летательные аппараты.
Так в 1941 году заводом № 116 было начато производство самолёта первоначального обучения лётчиков конструкции А. С. Яковлева – УТ-2, а с 1947 года – Як-18…
Анатолий Маркович Бортник – ветеран авиации России и авиаотряда ОАО ААК «Прогресс», директор Некоммерческого партнерства «Дальневосточный музей авиации».
Родился Анатолий Маркович 14 июня 1939 года в поселке Хутор Михайловский Сумской области на Украине. Здесь же закончил в 1956 году среднюю школу.
Авиацией увлёкся в детстве, завороженно смотрел на полёты самолётов в небе, рисовал только их. Путь в авиацию начался с учёбы в Брянском авиаклубе. Здесь судьба впервые столкнула Анатолия с арсеньевским авиазаводом: летать он начал на прогрессовском самолёте Як-18. По выпуску из аэроклуба Анатолия направили в Балашовское военное авиационное училище лётчиков. После окончания училища в 1960 году А. Бортнику пришлось устроиться диспетчером в аэропорт города Днепропетровска, так как в этот период произошло сокращение Вооружённых сил СССР и его уволили в запас. Помогли друзья, дали рекомендацию в Магаданскую авиагруппу. Сделал по пути остановку в Хабаровске и так здесь и остался. Поступил на службу в крупнейший на Дальнем Востоке авиаотряд и через несколько лет А. Бортник стал командиром воздушного судна Ил-14, а затем Ту-104. Летал по всей стране – Москва, Ленинград, Одесса, Алма-Ата…
В годы службы в Хабаровском авиаотряде А. М. Бортник не раз бывал в лётных командировках на арсеньевском «Прогрессе». Завод и город понравились ему и в 1975 году он переходит на службу в «Прогресс» окончательно. Его постоянным местом работы стал лётно-транспортный отряд завода. Опыт лётной работы и первоклассная квалификация пришлись как нельзя кстати. Уже в начале трудового пути в Арсеньеве Анатолий Бортник был награждён знаком «За безаварийный налёт 7000 часов». У А. М. Бортника не много высоких наград. Но вот в 2009 году решением Президиума профсоюза летного состава России бывший пилот летно-транспортного отряда ОАО ААК «Прогресс», ветеран труда Анатолий Бортник был награжден памятной медалью «За верность авиации». Полученную награду А. Бортник считает престижнее любой другой, так как убежден, что только коллеги могут дать самую верную и объективную оценку его трудовой деятельности.
После выхода на пенсию А. М. Бортник не порвал с авиацией, периодически продолжая полёты на летательных аппаратах сверхлёгкой авиации.
Занимаясь подвижнической общественной авиационной деятельностью, в 2006 году вместе с коллегами создал и зарегистрировал некоммерческое партнёрство «Дальневосточный музей авиации» с целью создания в Приморье авиамузея под открытым небом.
По инициативе Анатолия Марковича в Арсеньеве появился памятник легендарному боевому вертолёту Ми-24, который в течение 20 лет выпускал завод «Прогресс».
Анатолий Маркович Бортник активно пропагандирует отечественную авиацию. Его статьи печатались в центральных журналах «Мир авиации» и «История авиации». Арсеньевцам А. Бортник знаком по многим публикациям в еженедельнике «Бизнес-Арс» об авиации и летчиках, в них желание автора привлечь внимание молодежи к авиации. Написал и издалдве книги: “Летно-транспортный отряд” и “Небо, самолеты, летчики”.
Имеет звание “Ветеран труда”, награжден нагрудным знаком “60 лет Победы в Великой Отечественной войне”, памятной медалью “100 лет военной авиации России”.
Решением Думы Арсеньевского городского округа от 25.06.2014 г. № 481 присвоено звание «Почетный гражданин города Арсеньева»
Литература:
Публикации А.М. Бортника.
Статьи о Бортнике А.М.
Разработка сайтов 3dmark.info