О Музее

История создания авиамузея​

ОТ ЗАМЫСЛА ДО РЕАЛИЗАЦИИ

(Краткая история создания Дальневосточного авиа музейно-выставочного центра, рассказанная Анатолием Бортником)

— Об истории создания Дальневосточного авиационного музейно-выставочного центра невозможно говорить, не вспомнив хотя бы вкратце историю Арсеньевской авиакомпании «Прогресс» и его лётно-транспортного подразделения.

В 1936 году в глухом таёжном селе Семёновка Приморского края было начато строительство авиазавод № 116 по ремонту авиатехники, стоявшей на вооружении ВВС Красной армии (самолёты СБ, ДБ, И-15, И-16, двигатели М-25 М-85, М-100). К началу сороковых заработавшее предприятие сумело поднять технологию ремонтных работ на уровень, позволивший не только ремонтировать, но и производить лёгкие летательные аппараты.
Так в 1941 году заводом № 116 было начато производство самолёта первоначального обучения лётчиков конструкции  А. С. Яковлева –  УТ-2, а с 1947 года – Як-18…

Фотогалерея музейного комплекса

Что бы посмотреть все фотографии, перейдите в раздел фотогалерея

Книга

"Небо, самолеты, летчики"

Краткая биография автора

Анатолий Маркович Бортник – Бортник Анатолий Маркович родился 14 июня 1939 года в посёлке Хутор-Михайловский (ныне г. Дружба), Сумской области на Украине. С детства мечтал стать лётчиком.

В 1956 году после окончания средней школы поступил в Брянский областной аэроклуб ДОСААФ, который окончил в 1957 году.

В 1960 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. В том же году согласно Закону «О новом значительно сокращении Вооружённых сил СССР на 1 200 000 человек» был уволен в запас.

С 1960 по 1974 год работал в Хабаровском объединённом авиаотряде Гражданской авиации («Аэрофлот») в качестве второго пилота и командира воздушного судна на самолётах Ли-2, Ил-14, Ту-104.

В 1961 году по трудовому договору выполнил несколько авиарейсов на Арсеньевском заводе «Прогресс». С 1974 года и до выхода на пенсию в 1986 году работал на заводе «Прогресс» в качестве командира воздушного судна на самолётах Ли-2 и Ан-8. Беззаветно предан лётному делу, неоднократно поощрялся командованием, награжден нагрудным знаком «За безаварийный налёт часов».

Посмотреть остальной текс биографии

После выхода на пенсию, сохраняя верность своей основной профессии, занялся активной подвижнической авиационной деятельностью.   В 2006 году, осознавая необходимость сохранения исторической памяти, создал с коллегами и зарегистрировал некоммерческое партнёрство «Дальневосточный музе авиации», с целью создания в г. Арсеньеве Дальневосточного авиационного музейно-выставочного центра.

В процессе создания авиамузея, не имея достаточной материальной базы и штатных сотрудников, установив контакт с образовательными организациями города и окрестных сельских поселений, лично организовывал и проводил регулярные тематические, воспитательные, общеобразовательные и профориентационные встречи со школьниками, совмещая их с экскурсиями на первые действующие экспонаты создаваемого авиамузея.

В рамках уставной деятельности своей организации, бессменным руководителем которой является с 04 августа 2006 года, инициировал и принимал самое активное участие в создание мемориального комплекса-памятника боевому вертолёту Ми-24 в центре города Арсеньева, который выпускался на градообразующем предприятии «Прогресс» в течение двадцати лет. В процессе реализации проекта сумел привлечь к участию в нём Первого заместителя Председателя Совета Федерации России Светлану Орлову и Первого заместителя начальника Генштаба Вооружённых сил России генерал-полковника Анатолия Ноговицина.

Принимал самое непосредственное участие в установке памятника вертолёту Ка-50 «Чёрная акула» и памятника военному лётчику Герою России Олегу Пешкову.

С 2003 года в качестве внештатного корреспондента активно сотрудничал с региональными СМИ (газеты «Утро России». «Северное Приморье», «Бизнес-Арс»). Публиковал материалы авиационной и социальной направленности в федеральных журналах «Мир авиации» и «История авиации».

Обладая литературными способностями написал и издал четыре книги: («Лётно-транспортный отряд» (2014 г.), «Небо самолёты и лётчики» (2015 г.), «Летать во сне и наяву» (2019 г.), «Как это было. Дальневосточный музей авиации» (2024 г.), содержание которых затрагивает проблемные вопросы сохранения исторической памяти и иных общекультурных ценностей.

В 2019 году, заручившись поддержкой губернатора Приморского края Олега Кожемяко, при финансовой поддержке Правительства края сумел успешно провести реализацию проекта «Дальневосточный музей авиации», торжественное открытие которого состоялось в сентябре 2021 года. В настоящее время Дальневосточный музей авиации является одним из самых привлекательных культурных и туристических объектов города и края, его известность и популярность успешно преодолела границы Дальневосточного региона.

За активную общественную авиационную и культурную деятельность имеет ряд поощрений муниципальных властей. В 2009 году президиумом Профсоюза лётного состава России награждён медалью «За верность авиации», в 2020 году награждён ведомственной медалью «За вклад в создание и освоение вертолётной техники», в 2023 году от имени Президента Российской Федерации награждён министром транспорта Российской Федерации В. Савельевым медалью «100 лет гражданской авиации в России».

  • Почётный гражданин города Арсеньева (2014 г.)
  • Член Союза российских писателей (2017 г.)
  • Действительный член Русского географического общества – Общества изучения Амурского края (2019 г.)


Литература:

Публикации А.М. Бортника.

  • Аэрофлот. 143-й лётный отряд / А. Бортник // Прогресс Приморья. – 2015. – 10 июня (№ 26). – С. 8.
  • Завод «Прогресс» : «Всё для фронта» : [продукция завода во время войны] / А. Бортник // Прогресс Приморья. – 2014. – 9 мая (№ 18). – С. 12.
  • Завод «Прогресс» : 44-й цех : [история лётно-транспортного отряда завода «Прогресс»] / А. Бортник // Прогресс Приморья. – 2014. – 23 мая (№ 20). – С. 9.
  • Летчики-испытатели / А. Бортник // Бизнес-Арс. – 2011. – № 26. – С. 5
  • Лётно-транспортный отряд : Художественно-публицистическое издание / А. Бортник. – Арсеньев : ЗАО «Полицентр», 2014. – 203 с. : ил.
  • Мой лучший друг – книга / А. Бортник // Бизнес-Арс. – 2015. – № 14. – С. 7
  • Небо, самолёты, лётчики : [путь в авиацию] / А. Бортник // Прогресс Приморья. – 2015. – 19 июня (№ 23). – С. 8.
  • Небо – судьба Арсеньева : [из истории завода «Прогресс»] / А. Бортник // Прогресс Приморья. – 2014. – 31 января (№ 4). – С. 11.
  • Предшественники «Чёрной акулы» : [создание КБ Камова летательных машин и вертолётов до Ка-50] / А. Бортник // Прогресс Приморья. – 2014. – 17 окт. (№ 41). – С. 10; 14 ноября (№ 45). – С. 11; 14 ноября (№ 45). – С. 11; 28 ноября (№ 47). – С. 10; 5 декабря (№ 48). – С. 11.

Статьи о Бортнике А.М.

  • Анатолий Маркович Бортник (1939 г.р.) // Достойные звания и памяти. Почетные граждане города Арсеньева / авторы-составители К. Ф. Кресс, Т. А. Болотникова. – Арсеньев : ЗАО «Полицентр», 2017. – С. 73.
  • Дебелов, В. За верность авиации : [о А. М. Бортнике] / В. Дебелов // Бизнес-Арс. – 2009. – №11 (12 — 18 марта). – С. 17.
  • Дебелов, В. Очарованный небом : [о Бортнике А. М., Почётном гражданине г. Арсеньева, директоре авиамузея] // Литературный меридиан. – 2014. – № 10. – С. 32 — 36.
  • Корсакова, Е. Награды заслужили лучшие : [Дума города утвердила список лучших жителей города, звание «Почётный гражданин» присвоено А. М. Бортнику] // Бизнес-Арс. – 2014. – № 28 (10 — 16 июня). – С. 7.
  • Перебоева, Е. Утверждены имена жителей Арсеньева, занесённые в Книгу Почёта : [звание «Почётный гражданин …» присвоено Бортнику А. М., директору авиационного музея] // Пульс-Северное Приморье. – 2014. – № 28 (9 июля). – С. 2.