История
Фронтовой бомбардировщик Су-24 предназначен для нанесения авиационных ударов по военным и промышленным объектам на глубину до 400 км в условиях сильного противодействия глубокоэшелонированной системы ПВО.
История самолета Су-24 началась в 1961 году, когда после принятия на вооружения самолета Су-7Б становится понятна необходимость в современном фронтовом бомбардировщике.
Работы в ОКБ Сухого в инициативном порядке проводятся под руководством авиационного конструктора Олега Сергеевича Самойловича. Первоначальное обозначение проекта С-28. Параллельно с эскизным проектированием велись работы по созданию прицельно-навигационной системы, в задачу которой входила автоматизация процессов воздушной навигации и боевого применения авиационного комплекса. Эта задача в СССР решалась впервые, и решалась нелегко, ПНС «Пума» была готова только к концу 1969 года.
В процессе проектирования менялись требования к самолету, так в 1964 году появляются технические требования к проекту Т-58М. По замыслу военных Т-58М представлял из себя свехзвуковой штурмовик, с возможностью укороченного взлета и посадки. Для этого предпологалось кроме двух маршевых турбореактивных двигателей оснастить его еще четыремя подъемными.
24 августа 1965 года выдается официальное правительственное задание на создание нового боевого самолета. Проект получает обозначение Т-6, при этом всвязи с большими размерами РЛС прицельной станции принимается решение о размещении членов экипажа в кабине в один ряд, плечом к плечу.
К лету 1967 года были изготовлены два опытных экземпляра самолета Т-6 с маршевыми двигателями Р-27. Подъемные двигатели первоначально не устанавливались. Они появились только к ноябрю 1967 года, одновременно с этим маршевые двигатели были заменены на АЛ-21Ф
После проведения испытаний схема с подъемными двигателями была признана ошибочной. Из-за размещения этих двигателей в фюзеляже значительно уменьшался запас топлива, что не позволяло выполнить требования заказчика к дальности полета. Поэтому было принято решение о постройке экземпляра без подъемных двигателей, а для расширения летных характеристик и боевых возможностей применить на самолете крыло с изменяемой стреловидностью. Доработанный проект получил обозначение Т-6И. Первый летный экземпляр Т-6-2И был готов к ноябрю 1969 года, а поднялся в воздух 17 января 1970 года.
Испытания самолета проводились с 1970 по 1974 год, 4 февраля 1975 года постановлением правительства СССР бомбардировщик Т-6 принимается на вооружение, получая обозначение Су-24. Серийное производство самолета началось на Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова в 1971 году.
Су-24 стал первым советским самолетом оснащенным ПНС, сто позволяло использовать его днем и ночью в любых метеоусловиях, кроме того обеспечивался полет на малых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности. Самолет мог применять авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты, управляемыми ракетамы следующих классов: «воздух-воздух» Р-55 и «воздух-поверхность» Х-23 и Х-28, являлся носителем тактического ядерного оружия. Так же на Су-24 устанавливалась авиационная пушка ГШ-6-23.
Сразу после начала серийного производства были начаты работы по модернизации, модернизированный самолет Су-24М получил новую прицельно-навигационную систему «Тигр», была установлена система дозаправки топливом в полете, модифицировано крыло, расширена номенклатура вооружения. Испытания Су-24М проводились с 1976 по 1981 год. В производстве с 1980 года, принят на вооружение 22 июня 1983 года. Также для обеспечения боевых действий выпускались модификации разведчика – Су-24МР и постановщика помех Су-24МП. Всего с 1971 по 1993 год было выпущено более 1200 самолетов Су-24 всех модификаций. В варианте Су-24МК поставлялся в Анголу, Алжир, Ирак, Иран, Ливию, Сирию, Судан.
Технические характеристики ( приведены для самолета Су-24):
Экипаж: 2 человека
Длина: 22,670 м (с ПВД)
Размах крыла: 10,366-17,638 м
Высота: 5,92 м
Площадь крыла: 51-55 м²
Угол стреловидности по передней кромке: 16-35-45-69°( в зависимости от режима полета)
База шасси: 8,51 м
Колея шасси: 3,31 м
Масса пустого: 21150 кг
Масса снаряжённого: 22320 кг
Нормальная взлётная масса: 34830 кг
Максимальная взлётная масса: 37900 кг
Масса топлива во внутренних баках: 9850 кг
Силовая установка: 2 × ТРД АЛ-21Ф-3
Тяга: 2 × 11050 кгс
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 1320 км/ч / М=1,35
Крейсерская скорость: 800 км/ч
Посадочная скорость: 295-310 км/ч
Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)
без ПТБ: 1400 км
с 2× ПТБ-3000: 3000 км
Практический потолок: 11500 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка:+ 6 g
Вооружение
Стрелково-пушечное: 23-мм пушка ГШ-6-23 с боезапасом 500 патронов
Точки подвески: 8
Боевая нагрузка:
максимальная: 8000 кг
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-55 (Р-60)*
ракеты «воздух-поверхность»: Х-23, Х-25, С-25Л , (Х-29Л, Х-31, Х-58, Х-59)**
Неуправляемые ракеты:
80 мм С-8 в блоках Б-8 или
122 мм С-13 в блоках Б-13 или
240 мм С-24 или 266 мм С-25
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты калибра до 1500 кг.
*- для самолетов Су-24М, МР, МК
**- для самолета Су-24М, МК
Су-24 заводской номер № 2215308, выпущен на Новосибирском авиационном заводе имени В.П.Чкалова 21.10.1980 года. Машина была передана в 523 бомбардировочный авиационный Оршанский Краснознамённый орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского полк аэродром Возжаевка Амурской области под бортовым номером № 58. В ходе военных реформ 523 бап объединился с 293 орап в апреле 1998 года и бортовой номер был изменен на № 08. Служба самолета продолжалась до конца 2009 года когда он был выведен за штат, а в последствии списан и передан в Дальневосточный аэрокосмический музей (с.Ивановка Амурской области), где находился на хранении до 2022 года.
Был приобретен Некоммерческим Партнерством «Дальневосточный музей авиации» в качестве экспоната Дальневосточного авиационного музейно-выставочного центра.