Самолет Су-27 – сверхзвуковой тяжелый маневренный истребитель четвертого поколения.
История Су-27 началась с конца 60-х годов. Используя боевой опыт полученный в ходе боевых действий во Вьетнаме, командование ВВС США приняло решение отойти от концепции многоцелевого самолета, такого как F-4 Phantom II, и разработать программы создания перспективных истребителей для ВВС – FX (в последствии F-15), и для авиации ВМС – VFX (в последствии F-14). В ответ на это в СССР начались работы по созданию перспективного фронтового истребителя (ПФИ). В 1969 году в ОКБ Сухого были выполнены первичные проработки по теме ПФИ, а в 1971 году самолет, создаваемый по программе ПФИ получил название изделие Т-10. В 1972 году было принято решение о разделении программы создания ПФИ на два направления: тяжелый маневренный истребитель и легкий фронтовой истребитель. Легкий истребитель разрабатывало ОКБ «МиГ», и на вооружение он поступил под названием МиГ-29.
Первый прототип Т-10-1 был готов к 1977 году и поднялся в воздух 20 мая. Самолет был создан по интегральной схеме, с оживальным крылом с наплывами, для улучшения маневренных характеристик самолет был неустойчив в продольной плоскости и имел предельную заднюю центровку, для управления применялась электродистанционная система (ЭСДУ). Производство Т-10 планировалось развернуть на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. К 1979 году была построена установочная партия из пяти машин, для проведения испытаний. Но в 1979 году выяснилось, что новый истребитель по многим параметрам уступает конкуренту – американскому тяжелому истребителю F-15. В кратчайшие сроки были проведены конструкторские работы по переработке новой машины, была изменена форма крыла и фюзеляжа, механизация и рулевые поверхности, увеличено число точек подвески вооружения (с 8 до 10).
20 апреля 1981 года истребитель Т-10С поднялся в воздух. В серию самолет пошел по названием Су-27. На вооружение ВВС поставлялись самолеты Су-27С, имеющие возможность действия по наземным объектам и являющиеся носителями тактического ядерного оружия, а на вооружение авиации войск ПВО поступали истребители-перехватчики Су-27П, не являющиеся носителями ядерного оружия.
В 1985 году был создан двухместный учебно-боевой вариант истребителя, получивший название Су-27УБ, машина полностью сохранила боевые возможности Су-27П, ее производство было развернуто на авиационном заводе в Иркутске с 1986 года. Всего было выпущено 120 машин данной модификации.
В целях повышения боевых возможностей современного истребителя, в 2002 году начался выпуск более совершенной модификации самолета Су-27СМ, была усовершенствована система управления вооружением, в номенклатуру вооружения вошли новые ракеты, стрелочные приборы в кабине заменены жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями.
Самолет Су-27 послужил основой для многих машин. На его базе были разработаны серийные самолеты: палубный истребитель Су-33 (Су-27К), двухместный истребитель-перехватчик Су-30, фронтовой бомбардировщик Су-34, многоцелевой сверхманёвренный истребитель Су-35С. Также послужил основой некоторых экспериментальных (Су-27ИБ, Су-37) и рекордных машин (П-42).
С начала 1990-х годов самолеты Су-27 наряду с дальним
перехватчиком МиГ-31становятся основой авиации войск ПВО России. К началу 20-х
годов XXI века самолет Су-27 снимается с вооружения и заменяется в войсках на более
современные Су-35С и истребитель 5-го поколения Су-57.
Тактико-технические характеристики некоторых модификаций Су-27
проект |
Су-27П(С) |
Су-27СК |
Су-27СМ |
Су-27УБ |
|
Технические |
|||||
1 |
2 |
||||
Длина, м |
18,5 |
21,935 |
|||
Размах крыла, м |
12,7 |
14,698 |
|||
Высота, м |
5,2 |
5,932 |
6,357 |
||
Площадь крыла, м² |
48 |
62,04 |
|||
Коэффициент удлинения |
3,38 |
3,5 |
|||
Коэффициент сужения крыла |
6,57 |
3,4 |
|||
45° |
42° |
||||
База шасси, м |
н/д |
5,8 |
|||
Колея шасси, м |
1,8 |
4,34 |
|||
Масса пустого, кг |
н/д |
16 300 |
16 870 |
16 720 |
17 500 |
Нормальная взлётная масса, кг |
18 000 |
22 500 |
23 400 |
23 700 |
24 000 |
Максимальная взлётная |
21 000 |
30 000 |
33 000 |
30 500 |
|
Масса топлива, кг |
н/д |
9400 / 5240 |
9400 / 6120 |
||
Объём топлива, л |
н/д |
11 975 / 6680 |
11 975 / 7800 |
||
Двигатель |
|||||
н/д |
2 × 7670 |
||||
2 × 10 300 |
2 × 12 500 |
||||
Лётные |
|||||
Максимальная скорость |
2500 (М=2,35) |
2125 (М=2,0) |
|||
Максимальная скорость |
1400 |
1380 |
|||
Посадочная скорость, км/ч |
н/д |
225—240 |
235—250 |
||
Скорость сваливания, км/ч |
н/д |
200 |
236 |
||
Радиус действия, |
н/д |
440 / 1680 |
|||
Практическая дальность, км (у земли/на высоте) |
800 / 2400 |
1400 / 3900 |
1370 / 3680 |
3790 |
1300 / 3000 |
22 500 |
18 500 |
18 000 |
17 250 |
||
Скороподъёмность, м/с |
345 |
300 |
285 |
||
Длина разбега, м |
300 |
650—700 |
700—800 |
650 |
750—800 |
Длина пробега, м |
600 |
620—700 |
620 |
650—700 |
|
Нагрузка на крыло, кг/м² |
375 |
400 |
|||
1,12 |
1,2 |
||||
Минимальный радиус виража, м |
н/д |
450 |
|||
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
+ 9 G |