Су-27

Су-27 был востребован во всем мире. С 1991 года производились экспортные модификации – Су-27СК и Су-27УБК, а с 1998 года в Китае начался лицензионный выпуск Су-27СК под обозначением F/J-11. Китайские специалисты самостоятельно занялись развитием базовой модели. Модифицированный J-11 на долгие годы стал одним из основных фронтовых истребителей ВВС Китая.

Самолет Су-27 – сверхзвуковой тяжелый маневренный истребитель четвертого поколения.

История Су-27 началась с конца 60-х годов. Используя боевой опыт полученный в ходе боевых действий во Вьетнаме, командование ВВС США приняло решение отойти от концепции многоцелевого самолета, такого как F-4 Phantom II, и разработать программы создания перспективных истребителей для ВВС –  FX (в последствии F-15), и для авиации ВМС – VFX (в последствии F-14). В ответ на это в СССР начались работы по созданию перспективного фронтового истребителя (ПФИ). В 1969 году в ОКБ Сухого были выполнены первичные проработки по теме ПФИ, а в 1971 году самолет, создаваемый по программе ПФИ получил название изделие Т-10. В 1972 году было принято решение о разделении программы создания ПФИ на два направления: тяжелый маневренный истребитель и легкий фронтовой истребитель. Легкий истребитель разрабатывало ОКБ «МиГ», и на вооружение он поступил под названием МиГ-29.

Описание

Первый прототип Т-10-1 был готов к 1977 году и поднялся в воздух 20 мая.  Самолет был создан по интегральной схеме, с оживальным крылом с наплывами, для улучшения маневренных характеристик самолет был неустойчив в продольной плоскости и имел предельную заднюю центровку, для управления применялась электродистанционная система (ЭСДУ). Производство Т-10 планировалось развернуть на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. К 1979 году была построена установочная партия из пяти машин, для проведения испытаний. Но в 1979 году выяснилось, что новый истребитель по многим параметрам уступает конкуренту – американскому тяжелому истребителю F-15. В кратчайшие сроки были проведены конструкторские работы по переработке новой машины, была изменена форма крыла и фюзеляжа, механизация и рулевые поверхности, увеличено число точек подвески вооружения (с 8 до 10).

20 апреля 1981 года истребитель Т-10С поднялся в воздух. В серию самолет пошел по названием Су-27.  На вооружение ВВС поставлялись самолеты Су-27С, имеющие возможность действия по наземным объектам и являющиеся носителями тактического ядерного оружия, а на вооружение авиации войск ПВО поступали истребители-перехватчики Су-27П, не являющиеся носителями ядерного оружия.

В 1985 году был создан двухместный учебно-боевой вариант истребителя, получивший название Су-27УБ, машина полностью сохранила боевые возможности Су-27П, ее производство было развернуто на авиационном заводе в Иркутске с 1986 года. Всего было выпущено 120 машин данной модификации.

В целях повышения боевых возможностей современного истребителя, в 2002 году начался выпуск более совершенной модификации самолета Су-27СМ, была усовершенствована система управления вооружением, в номенклатуру вооружения вошли новые ракеты, стрелочные приборы в кабине заменены жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями.

Самолет Су-27 послужил основой для многих машин. На его базе были разработаны серийные самолеты: палубный истребитель Су-33 (Су-27К), двухместный истребитель-перехватчик Су-30, фронтовой бомбардировщик Су-34, многоцелевой сверхманёвренный истребитель Су-35С. Также послужил основой некоторых экспериментальных (Су-27ИБ, Су-37) и рекордных машин (П-42).

С начала 1990-х годов самолеты Су-27 наряду с дальним
перехватчиком МиГ-31становятся основой авиации войск ПВО России. К началу 20-х
годов
XXI века самолет Су-27 снимается с вооружения и заменяется в войсках на более
современные Су-35С и истребитель 5-го поколения Су-57. 

Тактико-технические характеристики некоторых модификаций Су-27

 

проект
(Т10-1)

Су-27П(С)

Су-27СК

Су-27СМ

Су-27УБ

Технические
характеристики

Экипаж

1

2

Длина, м

18,5

21,935

Размах крыла, м

12,7

14,698

Высота, м

5,2

5,932

6,357

Площадь крыла, м²

48

62,04

Коэффициент удлинения
крыла

3,38

3,5

Коэффициент сужения крыла

6,57

3,4

Угол стреловидности

45°

42°

База шасси, м

н/д

5,8

Колея шасси, м

1,8

4,34

Масса пустого, кг

н/д

16 300

16 870

16 720

17 500

Нормальная взлётная масса, кг

18 000

22 500

23 400

23 700

24 000

Максимальная взлётная
масса
, кг

21 000

30 000

33 000

30 500

Масса топлива, кг

н/д

9400 / 5240

9400 / 6120

Объём топлива, л

н/д

11 975 / 6680

11 975 / 7800

Двигатель

2 × ТРДДФ АЛ-31Ф

Бесфорсажная тяга,
кгс (*10 Н)

н/д

2 × 7670

Форсажная тяга,
кгс (*10 Н)

2 × 10 300

2 × 12 500

Лётные
характеристики (без вооружения на узлах подвески)

Максимальная скорость
на высоте 11000 м
, км/ч

2500

(М=2,35)

2125 (М=2,0)

Максимальная скорость
у земли
, км/ч

1400

1380

Посадочная скорость, км/ч

н/д

225—240

235—250

Скорость сваливания, км/ч

н/д

200

236

Радиус действия,
км (у земли/на высоте)

н/д

440 / 1680

Практическая дальность, км (у земли/на высоте)

800 / 2400

1400 / 3900

1370 / 3680

3790

1300 / 3000

Практический потолок, м

22 500

18 500

18 000

17 250

Скороподъёмность, м/с

345

300

285

Длина разбега, м

300

650—700

700—800

650

750—800

Длина пробега, м

600

620—700

620

650—700

Нагрузка на крыло, кг/м²

375

400

Тяговооружённость

1,12

1,2

Минимальный радиус виража, м

н/д

450

Максимальная эксплуатационная перегрузка

+ 9 G

 

Остальные экспонаты

СУ-24

РАКЕТА П-15 «ТЕРМИТ»

МИ-34

МИГ-15 УТИ

СУ-25

Су-27

ЯК-40

ТУ-134

АН-8

ИЛ-14