АН-8

Ан-8 (изделие «П», по кодификации НАТО: Camp — «Лагерь») — советский военно-транспортный самолёт, разработанный в середине 1950-х в ОКБ им. О. К. Антонова. Предназначен для перевозки различных грузов, посадочного и парашютного десантирования ВДВ с придаваемой им техникой и вооружением, а также для перевозки раненых.

История создания

Мировой опыт боевых действий (война в Корее 1950—1953 г.г.) доказал необходимость иметь авиагрузового крылатого исполина, способного подниматься с неподготовленных полевых аэродромов, преодолевать огромные расстояния, иметь фантастическую грузоподъёмность, а, самое главное, — действовать и продолжать борьбу даже при отказе одного двигателя.

Разработка двухдвигательного самолёта Ан-8 началась в АНТК им. О. К. Антонова в январе 1954 года в соответствии с Постановлением СМ СССР № 2922—1251 от 11 декабря 1953 года и приказом МАП № 278 от 23 декабря 1953 года. Ведущим конструктором был назначен А. Я. Белолипецкий. Для работы над проектом в АНТК им. О. К. Антонова был переведён ряд специалистов из других КБ. В апреле 1954 года к ним добавился большой выпуск студентов Харьковского авиационного института. Большую помощь оказал также авиаконструктор Р. Л. Бартини (в частности, им был сконструирован пол грузовой кабины). Предусматривалась разработка машины в двух вариантах — военно-транспортном (изделие «П») и пассажирском (изделие «Н»).

Первоначально предполагалось установить на самолётах двигатели ТВ-2Ф, позже ТВ-2Т. Работы по проекту военно-транспортного самолёта продвигались быстрее, чем пассажирского, а вскоре разработка проекта последнего была вообще приостановлена, в пользу будущего Ан-10 (изделия «У»). Эскизный проект транспортного самолёта был готов в июле 1954 года. При работе над проектом конструкторам пришлось решить ряд сложных проблем, связанных с десантированием грузов. 25 октября 1954 года макетной комиссии заказчика был предъявлен макет с 2 вариантами силовой установки: с турбовинтовым двигателем ТВ-2Т и турбореактивным двигателем АЛ-7. Затем на Киевском авиационном заводе началось изготовление первого прототипа, которое завершилось в декабре 1955 года. Первый полёт Ан-8 совершил 11 февраля 1956 года под управлением лётчиков-испытателей Я. И. Верникова (командир) и В. П. Васина (второй пилот) с аэродрома Святошино. Первая публичная демонстрация самолёта состоялась 18 августа 1956 года, опытный Ан-8 принял участие в воздушном параде над Тушино совместно с другой новинкой советской авиатехники Ту-104. Со 2 октября по 27 ноября прошли государственные испытания самолёта. На испытаниях была выявлена недостаточная статическая устойчивость и управляемость самолёта на посадке при боковом ветре, самопроизвольные автоколебания в прямолинейном полёте, плохая работа двигателей на высотах более 6000 м.

Во время испытаний было принято решение заменить двигатели ТВ-2Т на АИ-20, но их мощности было явно недостаточно. Однако А. Г. Ивченко предложил форсировать АИ-20, доведя его мощность до 5180 л. с. В июле-октябре 1957 года были проведены работы по установке на прототипе двигателей АИ-20Д. Заводские испытания были завершены 21 ноября. Параллельно в АНТК им. О. К. Антонова была доработана конструкция самолёта: на 0,8 м увеличен размах крыльев, установлены киль от Ан-10 и противоштопорные интерцепторы, усилен фюзеляж. Обновленный самолет отличался от опытного варианта более совершенной высотной и противообледенительной системой, усовершенствованным управлением шасси и дренажа топливных баков. Однако из-за особенностей нового двигателя взлетную массу Ан-8 ограничили 38-ю тоннами (для варианта с ТВ-2Т она была 42 тонны). В том же году Ташкентский авиационный завод приступил к серийному производству самолёта под обозначением Ан-8. Для обеспечения эффективности производства на заводе был создан филиал АНТК им. О. К. Антонова (приказ ГКАТ от 29 июля 1959 года). Первый серийный Ан-8 вышел из ворот сборочного цеха в августе 1958 года. 20 июня 1959 года начались заводские, а 7 августа — государственные испытания серийного Ан-8. Испытания завершились 30 октября с положительным результатом. В том же году самолёт принят на вооружение ВТА. Но доводка продолжалась и после этого.

Ан-8 серийно производился на Ташкентском авиационном заводе в 1958—1961 годах. Всего был выпущен 151 самолёт. С 1959 года самолёт Ан-8 стал поступать на вооружение военно-транспортной авиации, где эксплуатировался до 1970 года. К этому времени было списано 80 машин, а остальные перешли в подразделения других родов войск и различных министерств. В 1997 году в эксплуатации находилось 5 самолётов в авиакомпаниях России, которые осуществляют коммерческие перевозки в государствах Ближнего Востока, тогда как использование Ан-8 над РФ уже было запрещено. В 2004 году украинское АНТК им. О. К. Антонова отказалось от какой-либо ответственности за состояние ещё находившихся в эксплуатации самолётов, фактически прекратив их легальное использование. Однако в Африке Ан-8 совершали коммерческие рейсы и после этого: в январе 2005 года в ДР Конго потерпел аварию самолёт этого типа. Всего же за годы эксплуатации было потеряно 27 самолётов Ан-8.

С 1959 года Ан-8 начали поступать в военные части. Серийно самолет производили с 1958 по 1961 год: всего была собрана 151 машина.

Судьба Ан-8 сложная: военные осваивали самолет достаточно непросто. За первые три года разбились пять машин, в том числе, и из-за ошибок в пилотировании. Однако Ан-8 показал себя с хорошей стороны: мог взлетать со «сложных» аэродромов, с раскисшей взлетно-посадочной полосой.

Самолет принимал участие в учениях в Польше и ГДР в 1962 году. Однако на смену ему пришел более современный Ан-12. К 1970 году 80 из поступивших в эксплуатацию Ан-8 были списаны. Сегодня в эксплуатации осталось девять таких машин, которые летают в странах Ближнего Востока. Использовать Ан-8 над территорией России запрещено.

Ан-8 стал знаковым для разработавшего его ОКБ. Он определил главное направление работы антоновцев — специализированные транспортные самолеты, в число которых сегодня входит Ан-12, Ан-22, Ан-124 и Ан-225.

Самолет Ан-8 (заводской номер 13480, бортовой номер RA-69302), выпущен на авиационном заводе №84 г. Ташкент  в 1961 г.

Самолет эксплуатировался в составе ВВС МО СССР  в период с 1961 по 1976 год. В дальнейшем, после снятия с вооружения, 12 октября 1976 года самолет был передан для эксплуатации в летно-транспортный отряд Харьковского авиационного производственного объединения Министерства авиационной промышленности СССР. 6 мая 1982 года самолет был передан  в летно-транспортный отряд Арсеньевского авиационного производственного объединения «Прогресс» Министерства авиационной промышленности СССР. Летная эксплуатация продолжалась до 2000 года, в дальнейшем самолет находился на стоянке летно-испытательной станции ААК «Прогресс» и 16 ноября 2016 года был передан НП «Дальневосточный музей авиации».

Характеристики:

Размах крыла, м 37.00
Длина самолета,м 30.74
Высота, м 10.05
Площадь крыла,м2 117.2
Масса, кг
пустого самолета 24300
нормальная взлетная 38000
максимальная взлетная 41000
Тип двигателя 2 ТВД АИ-20Д
мощность, кВт 2 х 5180
Максимальная скорость, км/ч 520
Крейсерская скорость, км/ч 450
Перегоночная дальность, км 4400
Практическая дальность, км 3400
Дальность с максимальной нагрузкой, км 859
Практический потолок, м 9600
Экипаж, чел 6
Полезная нагрузка: 60 солдат или 40 десантников или 11000 кг груза
Вооружение (опционально): две 23-мм пушки АМ-23

Подробнее на: https://avia.pro/blog/an-8

Остальные экспонаты

СУ-24

РАКЕТА П-15 «ТЕРМИТ»

МИ-34

МИГ-15 УТИ

СУ-25

Су-27

ЯК-40

ТУ-134

АН-8

ИЛ-14